Приход свт. Николая Чудотворца Речное - Покаянный или Великий Канон св. Андрея Критского
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Чистопольская епархия Алексеевское благочиние

Приход свт. Николая Чудотворца Речное

РФ РТ Алексеевский р-н, с.Речное, ул. Космонавтов 16______ тел: 8 906 322 40 24 e-mail: rechnoe-prihod@mail.ru https://vk.com/club154447640

Покаянный или Великий Канон св. Андрея Критского

29 Февраль 2012

  Покаянный или Великий Канон св. Андрея есть замечательное произведение греческого писателя конца 7-го столетия, св. Андрея, архиепископа Критского. На богослужениях этот канон читается по частям на повечериях (с понедельника до четверга включительно) первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5-й неделе Великого Поста. (На богослужениях “канонами” называются молитвенные последования, состоящие из 9-ти “песней”).

 Молящиеся чаще всего слышат каноны на всенощных после чтения Евангелия. Каждая песнь канона начинается ирмосом и имеет известное количество тропарей. Ирмосы поются, тропари читаются. Обычно перед тропарями читается стих, соответствующий данному событию. Ирмосы канонов составлены по образцу девяти гимнов Священного Писания. Так, например, ирмосы первой песни канона составлены по образцу песни Мариамны, воспетой по переходе евреев через Чермное (Красное) море “Поем Господеви, славно бо прославися” (Исх. 15:1-19); ирмосы второй песни — по образцу молитвы Моисея, написанной в пустыне “Вонми небо и возглаголю,” (Второзаконие 32:1-44). Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту. Ирмосы третьей песни — по образцу благодарственной молитвы Анны, матери пророка Самуила “Утвердися сердце мое в Господе,” (1 Цар. 2:1); ирмосы четвертой песни — по образцу молитвы пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего с небесной горы “Господи, услышах слух Твой и убояхся,” (Аввак. 3:2-20); ирмосы пятой песни — по образцу молитвы пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: “От нощи утреннюет (бодрствует) дух мой к Тебе, Боже,” (Исаии 26:9-20); ирмосы шестой песни — по образцу молитвы пророка Ионы, находившегося три дня во чреве кита и потом выброшенного на сушу “Возопих в скорби моей к Господу Богу,” (Ион. 2:1-7); ирмосы седьмой и восьмой песни — по образцу гимна трех отроков в печи вавилонской “Благословен еси Господи, Боже отец наших…

Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки,” (Дан. 3:26-72); наконец, ирмосы девятой песни — в подражание гимну пророка Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя: “Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим,” (Лук. 1:46-55).

Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно соответствует духу Великого Поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до вознесения Господня. Св. Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению.

Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название великого произведения, канон св. Андрея является великим и по своему объему. Позже, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5-й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека.

Чтение Великого канона всегда привлекало на богослужения большое количество молящихся. Канон длинен, не спеша поёт хор, не спеша читаются священниками тропари канона. Но молящиеся как бы не замечают времени, сосредоточив своё внимание на тех духовных проблемах, которые затрагивает канон.

Весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Господь пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию. Но, сила и искренность покаяния не связаны с глубиной духовного падения.

 

Напротив, сила покаяния, способность видеть нечистоту на дне души и мужественно извлекать ее на свет — есть признак высоты духа, и это умение увеличивается с духовным ростом человека.

Многие великие святые оставили нам наиболее сильные покаянные молитвы, в чем мы убеждаемся, слушая молитвы пред причащением святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого.

 

http://krotov.info/libr_min/worship/kanonnik/can_andr_kr_mi.html



назад к списку новостей

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

Все новости


<Молитва иконе Николаю Угоднику Чудотворцу (часовня)>
РЕЧНОЕ ПРИХОД СВТ НИКОЛАЯ
РЕЧНОЕ ПРИХОД СВТ НИКОЛАЯ